Рутульянцы — Итальянцы. (Часть вторая) или Аркадий Гайсинский «Дополнение к Вергилию»

В прошлой публикации на сайте была приведена статья Фазила Дашлая «Не из Италии родом (Из сборника «Рутульцы. Новый взгляд»)», в которой автор пытался опровергнуть так называемую Италийскую версию происхождения Рутульцев.

Происхождение Рутульцев
Рутульцы во времена Ахилеса и Гектора

В сегодняшней публикации же приведу статью Аркадия Гайсинского «Дополнение к Вергилию», которая допускает связь современных Рутульцев проживающих на территории Дагестана с древними Рутулами обитавшими на территории современной Италии.

Аркадий Гайсинский «Дополнение к Вергилию»

Греческие предания об основании Трои рассказывают, что «после каких-то природных катастроф, приведших к голоду, часть критян, предводимых царевичем Скомандром, отправилась на поиски «лучшей жизни» и обосновалась в районе фригийского города Гамаксита у подножья горы, которую они по аналогии с оставленной назвали Идой. Здесь быстро вырос город Сминфии. Сам Скомандр женился на нимфе Идее, которая родила ему сына Тевкра. По прошествии времени критяне завоевали своих новых соседей бебриков, но в битве погиб Скомандр. Его власть унаследовал Тевкр, по имени которого поселенцы начали называться тевкрами. В эти места к Тевкру в ту пору прибыл Дардан, сын Зевса и плеяды Электры, который помог воевать с бебриками и присоединить некоторые земли соседних фракийских народов. За это Дардан получил часть царства, а также женился на Батие, дочери Тевкра. После смерти Тевкра власть над всем царством перешла к Дардану, распространившись также и на многие азиатские народы. Всему царству он дал свое имя – Дардания. Затем часть этого царства в окрестностях горы Иды, на которой была воздвигнута Троя, стала называться Троадой, а остальная северная часть – по-прежнему Дарданией. Во времена правления внука Дардана, Троса, произошел раздел царства, – потомки Ила, сына Троса, стали править в Троаде, а потомки Асарака – в Дардании».
Предания, по всей видимости, имели реальную основу: «В середине 15 столетия до н.э… на Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены… Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, выдвинутой греческим археологом С. Маринатосом, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о. Фера (современный
Санторин) в южной части Эгейского моря». (История Древней Греции. под ред. В.И. Кузищина. М.1986. с.47).
Упомянутая гора Ида, сохранявшая в своем названии память о потерянной переселенцами родине, называлась также Гаргар (об этом говорит Страбон) – интересно, что оба этих имени существуют до настоящего времени: Идой именуется горный кряж на северо-западе Малой Азии, а Гарагароном – вершина в его южной части. В той же местности в древности существовал и город Гарагар – он упоминается среди крупных городов Мизии наряду с Абидосом, Ассом, Лариссой, Илионом, Гамакситом, Пергамом, Парфением.
Собственно говоря, к истории основания Трои мы в данном случае обратились лишь потому, что вершина, у подножья и на склоне которой она располагалась, известна и как гора Гарагар. А если помнить, что имена собственные географические зачастую предстают как свидетели существования одноименных племен и народов, то вполне возможно, что обнаружатся следы тех, кто в анналах истории записан как гаргары или гаргареи, или гаргароны.
Но выясняется, что поиски искомого народа не потребуют особых усилий – о племени гаргаров рассказывает все тот же Страбон и даже с некоторыми подробностями, связанными с достаточно интересным обстоятельством, а именно, с тем, что гаргары, оказывается, были постянными спутниками легендарных амазонок:
«Метродор Скепсийский и Гипсикрат, также знакомые с этими местами, сообщают, что амазонки живут рядом с гаргареями на северных предгорьях Кавказских гор, называемых Керауния» (XI, 5, 1).
Но отношения между амазонками и гаргарами были не просто соседскими:
«Весной у амазонок есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргаров. По некоему стародавнему обычаю гаргары также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения. Сделав женщин беременными, гаргары отпускают их домой. Всех новорожденных девочек амазонки оставляют у себя, мальчиков же приносят на воспитание гаргарам». Известно Страбону и то, что гаргары и амазонки в давние времена совместно переселились на Северный Кавказ «из Фемиксиры, что на Термодонте» (XI, V, 2).
Обратим внимание, во-первых, на то постоянное и длительное сопутствие гаргаров и амазанок и, во-вторых, на месторасположение города Фемиксары и реки Термодонт: при всей разбросанности мнений о их локализации преимущество все же отдается северо– востоку Малой Азии – точнее, району современной Турции между Синопой и Трапезундом, а река Термодонт – это протекающий по этой местности нынешний Терме-чай.
Но в таком случае и амазонок, и гаргареев следует отнести к хеттам, ибо указанная территория относилась к располагавшемуся здесь в XVIII-XII веках до н. э. Хеттскому государству.
Его история достаточно хорошо известна благодаря множественным археологическим находкам, важнейшими из которых стали клинописные таблицы, расшифрованные известным чешским лингвистом Берджихом Грозным, но в данном случае для нас важно понять причину, вызвавшую внезапное исчезновение Хеттской державы с карты мира.
Легко заметить, что этот печальный факт соответствует по времени Троянской войне, но мы можем лишь предполагать: то ли троянцы наблюдали с крепостной стены, как горели хеттские города, то ли хетты равнодушно взирали на многодневные усилия греческих воинов, приведшие в конце концов к разгрому прекрасного города.
Но давайте выясним: кто же превратил в пыль государство, занимавшее чуть ли не всю территорию Малой Азии, воевавшее на равных с «самим» Египтом и, более того, – знавшего тайну изготовления железа, что по нынешним масштабам соответствует монопольному владению атомным оружием. Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос к двум указанным датам: падению Хеттского государства и Троянской войне, следует присовокупить третью: атаку Египта так называемыми «народами моря» – здесь ученые практически единогласны, считая, что все эти три события случились в начале 12 в. до н.э., и предлагают следующую их последовательность:
В конце 13-начале 12 вв. до н. балкано-эгейские народы начали завоевательное продвижение на восток от своих границ. О первоначальной восточной направленности завоевателей рассказывают египетские летописцы (клинописцы), назвавшие балкано-эгейский союз «народами моря»: «…иноземцы с севера, что были на своих островах, были в волнении. Ни одна страна не выстояла против их рук – Хета, Кеди, Каркемиш, Ирчу, Ирса были ими опустошены. Встали они лагерем в месте одном в Аморе. Они разорили его людей, и земля их стала подобна несуществующей. Пришли они с огнем впереди себя, вперед на Египет. Вот поддержка их: филистимляне, джеккера, шекелеш, шардана, дануна и уешеш. Объединены земли эти, подчинили они рукам своим землю до границ ее. Были сердца их уверены, наполнены желанием их» (Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М. Алетейя, 2000. С.178) .
Дополнительное подтверждение высказанному предположению находим в том, что главная ударная сила «народов моря» – филистимляне происходили из острова Крит (Кафтор): об этом неоднократно свидетельствует Библия, называя их «кафторим» – критяне. В перечне стран, которые союзники «подчинили рукам своим землю до границ ее» указывается и Хетта, то есть Хеттское государство, в которое входила и Троя – ведь еще за век до рассматриваемых событий хеттский «узурпатор Суппилулиума I (1380-36 гг. до н.э.), один из выдающихся государственных деятелей ближневосточной истории, смог полностью покорить всю Малую Азию, в трех больших войнах сокрушить и подчинить Митанни и, разбив египтян, присоединить в итоге все Восточное Средиземноморье; дружественные отношения с ним считали нужным поддерживать отдаленные Вавилонская и Ахейская державы (Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996) .
Наверное, морское побережье возле Трои стало местом высадки «народов моря» на хеттском берегу подобно тому, как через несколько лет таким плацдармом для них стал северный берег Египта. Видимо, первые атаки «народов моря» не были победоносными – они не смогли взять «с ходу» даже первую, вставшую на их пути крепость – Трою. На помощь осажденному городу пришли и обитавшие на территории Хеттского государства (в районе, как мы помним, Фемиксары и реки Термодонт) амазонки.
Их вмешательство в ход баталии чуть было не стало решающим, но в тот момент, когда под натиском амазонской конницы ахейцы в панике отступили к своим кораблям, им на помощь пришли Ахилл и Аякс. Копье царицы амазонок Пенефсилии, мчавшейся во главе воительниц, преломилось о щит Ахилла – она получила ответный удар копьем же и упала с коня; на попытку царицы вынуть меч последовал второй удар – уже смертельный. Гибель Пенефсилии остановила атакующий пыл амазонок: они попросту опустили оружие – сражение кончилось, поэтому лежать на поле брани их осталось только двенадцать, и все павшие были переданы в Трою, где их похоронили с почестями.
В конце концов, разрушив Трою, «народы моря» двинулись на восток и буквально смели хеттскую империю, исчезнувшую навсегда в пропасти истории» (Замаровский В. Тайны хеттов. М. Вече, 2000. с.295) .
Гаргары и амазонки в это время уже обитали у «северных предгорий Кавказских гор, называемых Керауния». «Керауния» локализуется достаточно точно – ныне это земли, примыкающие к реке Самур, разграничивающей Южный Дагестан и Северо-Восточный Азербайджан: «как историческая, так и современная топонимика подтверждает сообщения письменных источников о племенах гаргаров. Так, к северу от Гондаланчая находится селение Гергер. У истоков Дзегамчай недалеко от Кедабека находится местечко Гергер. У устья реки Самур находится гора Гаргар. О древних обитателях страны говорит и название реки Каркарчай (Гаргар-чай), берущей начало в Карабахских горах; река течет в направлении к северу от Агдама, где поворачивает на восток до Агджабеди, вливаясь в болотистую местность недалеко от реки Куры… Связанные с этнонимом гаргаров географические названия, разбросанные на сравнительно большой территории, позволяют утверждать, что гаргары были распространены не только на равнинах и предгорьях Северо-Восточного Кавказа, где их локализуют античные авторы, но и на более широкой территории, прилегающей к Юго-Восточному Кавказу, в том числе и в бассейне Каркарчая.
К этому же примыкают и сведения, приведенные Хасаном Бакаевым:
«Раскапывая древние погребения около аулов Новая Джута и Артхмо немецкий археолог Фридрих Байерн в 1878 г. обнаружил женские захоронения. Любопытнее всего было то, что рядом с женскими скелетами лежали ножи, наконечники стрел, остатки кольчуг и боевые кольца для метания. Было найдено множество остатков конской сбруи, причем все эти предметы были изготовлены с таким изяществом и снабжены столькими украшениями, что Байерн категорически заявил: «Я не могу назвать ни одной вещи, которая могла бы быть приписана мужчине».
Разумеется, Байерну сразу же пришло в голову, что найденные им женские погребения принадлежат прославленным амазонкам. И он стал искать их следы в названиях близлежащих географических пунктов.
Каково должно было быть его удивление, когда он узнал, что аул, расположенный напротив известного селения Степан-Цминда называется Гергеты, а над этим аулом, на вершине горы, располагается храм
святого Гаргара!»
Важно представлять, что определение «амазонки» – не самоназвание воинственных женщин, а данное им греками, и переводится как «безгрудые», поскольку они якобы так или иначе лишали себя одной груди, мешающей при стрельбе из лука, но романтизация образа амазонок никак не отвлекает от понимания реальных условий их существования и мы уже обратили внимание на постоянное их упоминание параллельно с народом гаргаров.
Истории известны различные способы родовой организации в том числе и раздельного проживания мужчин и женщин внутри одного племени. В статье «Амазонки» (СЭ. 1947. т.3, стр.23) М.О. Косвен пишет: «Просмотренная нами история легенды об амазонках характеризуется прежде всего тем, что на протяжении длинного ряда столетий литература вскрывает все новые и новые места локализации этой легенды; число стран и народов, которым эта легенда оказывается знакомой, все более умножается, и из традиции, свойственной лишь античному миру, легенда эта становится традицией, распространённой по всему земному шару».
По этому поводу представляется обоснованными рассуждения тех историков, которые считают, что «гаргареи и амазонки являлись двумя ответвлениями одного и того же племени, живущими большую часть года раздельно. Совершенно очевидно, что отцом каждой амазонки являлся гаргареец, а матерью каждого гаргарейца – амазонка. Следовательно, это был единый народ, в котором, следуя странному обычаю, мужчины и женщины жили раздельно, за исключением двух месяцев в году. Мужчин и женщин, переселяющихся совместно из одних мест, живущих рядом и являющихся общими родителями по отношению к детям едва ли правомочно называть «двумя племенами». Это – одно племя».
Обратившись к топонимам, имеющим отношение к гаргарам, нельзя не сказать еще об одном – селении Рутул, расположенном у истоков реки Самур, то есть в местах бывшего обитания гаргаров и амазонок. «Рутул» – не только название и ныне существующего населённого пункта, но и народа «рутулы», по современным меркам немногочисленного, но, без сомнения, являющегося коренными жителями Дагестана. А ведь рутулы известны историкам и касательно истории Древнего Рима – напомним:
Корабли троянцев достигли устья реки Тибр, поднялись вверх по течению и пристали к берегу в местности, называемой Лациум. Латин, царь обитавшего здесь племени латинов, вышел со своими воинами, чтобы защитить свои владения от незваных гостей, но прежде выслушал вождя пришельцев, Энея, о их злоключениях и решил оказать им гостеприимство, предложив заключить союз – более того: пожелал скрепить союз браком своей дочери Лавинии с овдовевшим Энеем, несмотря на то, что Лавиния считалась невестой Турна – царя племени рутулов. Естественно, что такой поворот не понравился Турну и он объявил войну чужеземцам. Однако сражение между троянцами и рутулами не принесло победы ни тем, ни другим, и тогда Эней предложил разрешить спор единоборством между вождями. В схватке Эней оказался сильнее и убил Турна. Теперь ничто не мешало браку Энея с Лавинией – в честь жены он основывает город Лациум, троянцев повелевает впредь также именовать латинянами, а после смерти Латина становится их царем и союзником рутулов в совместной борьбе с этрусками.
Насколько случайно совпадение национальных имен народов, живших на значительном удалении друг от друга, при том, что выявлена их косвенная связь с Троей:
Рутулы кавказские обитали практически на одной территории с гаргарами, ранее жившими у троянской горы Гаргар.
Рутулы итальянские упоминаются в начале пребывания троянского героя Энея в Лациуме.
Возможно, что сопоставление некоторых моментов из жизнеописания Энея поможет нам если и не ответить на поставленный вопрос, то получить обоснование его уместности.
По Гомеру, к моменту Троянской войны Эней был царем соседней с Троей Дардании, память о которой сохранилась в названии пролива Дарданеллы. К. Шукхардт причисляет Энея к потомкам первой ветви троянской династии, идущей от Дардана, но сменившейся другой ветвью, к которой принадлежали Приам и Гектор, а троянцем Энея считают потому, что он оказался среди защитников города, найдя здесь убежище после того, как был атакован самим Ахиллом, сыном Пелея. Это следует из признания самого Энея:

Что ты меня, Приамид, против воли моей принуждаешь
С сыном Пелеевым, гордым могучестью, боем сражаться?
Ныне не в первый бы раз быстроногому сыну Пелея
Противостал я: меня он и прежде копьем Пелиасом
С Иды согнал, как нечаян нагрянул на пажити наши;
Он разорил и Педас и Лирнесс. Но меня Олимпиец
Спас, возбудивши во мне и силы, и быстрые ноги.

А вот как этот же эпизод выглядит в устах самого Ахилла:

Ты уж и прежде, я помню, бежал пред моим Пелиасом.
Или забыл, как, тебя одного изловив я у стада,
Гнал по Идейским горам, и с какой от меня быстротою
Ты убегал? И назад оглянуться не смел ты, бегущий!
С гор убежал ты и в стены Лирнесса укрылся; но в прах я
Град сей рассыпал.

Согласимся и с тем, что Эней никак не выглядит царем и военачальником пусть и небольшой страны, но гораздо более он походит на простого пастуха, в одиночку пасшего свое стадо (Или забыл, как, тебя одного изловив я у стада, гнал по Идейским горам).
Обращает на себя внимание факт спасения Энея: через открытые одиссеевой хитростью ворота в Трою беспрепятственно врываются разъяренные, не щадящие ни старого, ни малого греки; от их меча гибнет и сам троянский царь Приам, а вот Эней благополучно спасается и, заметим, не только он сам, но и его сын Асканий, и престарелый отец Анхиз; бесследно исчезает лишь его жена Креуса. Собрав группу уцелевших, Эней на двадцати (!) кораблях отплывает от малоазиатского берега к будущей славе основателя римского государства, но то, как Энею с немощным отцом на руках (в буквальном смысле этого слова) удалось выскользнуть из утопающей в крови крепости, объединить избежавших смерти ее защитников, погрузить на плавсредства отряд в полтысячи человек – остается невыясненным. Вот почему существует версия о падении Трои в результате предательства Энея, обеспечившего тем самым свободу себе, своей семьи и преданным ему людям; согласимся, что сторонникам такой версии трудно возразить.
Но мы все-таки возразим: Эней не стал предателем, а «троянские приключения» были им «присвоены» – так ли уж это невероятно? Иными словами, иметь место могла следующая последовательность событий:
Если, как пишет Страбон, «Прибывшие сюда с Крита тевкры… остановились и назвали Иду по имени горы на Крите», а эта гора известна также под именем Гаргар, то было бы весьма важным знать, какое из этих названий первично, а какое вторично: критяне предшествовали гаргарам, или гаргары критянам?
Очевидно: гаргары критянам, так как известно, что гаргары и амазонки пришли на Северный Кавказ «из Фемиксиры, что на Термодонте», то есть двигались из Малой Азии.
Непонятно, почему Страбон, указывая «на Фемиксару, что на Термодонте», где нет топонимических свидетельств пребывания гаргар, обходит молчанием северо-запад полуострова при том, что здесь таковые свидетельства имеются? Вероятно, у Термодонта, куда они были вытеснены критянами (или тевкрами) и откуда ушли на Кавказ, их пребывание было недолгим и не оставило следов.
Перебравшись к берегам Самура, гаргары и амазонки продолжают следовать древней традиции, которая восходит к малоазиатской горе Гаргар: надо понимать, что она продолжает оставаться для гаргаров и амазонок не только священной, и память о ней сохраняется в преданиях этого народа, но, весьма вероятно, и местом паломничества, что соответствует символическим установкам любой религии.
Узнав (от тех же паломников), что их священное место стало ареной войны и что оно может попасть в руки новых, непредсказуемых в своем отношении к нему, хозяев, гаргары посылают на помощь осажденным отряд, состоящий в соответствии с традицией этого народа из мужского и женского подразделений, но история запомнила только вторых – амазонок, ибо необычное и неординарное запоминается гораздо лучше.
Объединенным отрядом гаргаров командовал тот, кого мы знаем под именем Эней, и вряд ли когда-нибудь станет известно его настоящее имя. Целью гаргаров была, понятно, оборона священной для них горы, и вначале им удалось занять позиции на ее склоне, но гаргарам противостояли непобедимые, возглавлямые самим великим Ахиллом мирмидоняне – они разбили амазонок и обратили в бегство мужское воинство гаргаров, укрывшихся за стенами городов Дардании – Педасе, Лирнессе, а затем изгнанных и оттуда вглубь страны. На призывы Приама вновь собраться с силами, Эней, осознавший неотвратность гибели оставшихся соплеменников, ответствовал известное:

Что ты меня, Приамид, против воли моей принуждаешь
С сыном Пелеевым, гордым могучестью, боем сражаться?

Зарево пожарища над Троей только убедило Энея в невозможности выполнить возложенную на него миссию и в правильности выбранного им решения: более не участвовать в обороне обреченного города и при первой же возможности покинуть разорённый берег. И такой момент настал: опьянённые грабежом и насилием греки вряд ли обратили внимание на все то, что происходило за стенами Трои, и Эней с оставшимися воинами беспрепятственно под покровом ночи покинули место своего позора.
Те, кто защищает или спасает святыни, должны победить или погибнуть – третьего не дано: возвращение домой Энею было заказано.
Дальновидный предводитель гаргаров быстро сообразил, какую выгоду может принести ему приобщение к трагедии Трои уже хотя бы потому, что он, не боясь быть разоблаченным, мог выдать себя за представителя царского рода а своих соратников-за жертв агрессии и несчастных беженцев, что значительно облегчало и упрощало их продвижение по городам и весям средиземноморья, где так или иначе узнают о падении Трои. Его рассказам поверил царь латинян, посчитавший за честь иметь зятем коллегу – представителя древнейшего рода. Становится понятным, почему жена Энея Креуса должна была бесследно исчезнуть в зареве пожарищ последней ночи Трои – она никак не вписывалась в планы Энея, превратившегося в одночасье и в заслуживающего сочувствия вдовца, и в завидного (с точки зрения родовитости) жениха.
При таком раскладе надо полагать, что действительными спутниками Энея были не малоазийцы – троянцы, но, скажем, кавказцы-рутулы, а противостояние Энея и Турна – это вполне естественные «внутренние разборки», когда место уже вошедшего в зрелые лета вождя пытался занять его более молодой соперник, поддержанный той частью рутулов, которая не желала подчиниться Энею, вознамерившемуся поменять их исконное родовое имя на имя его нового тестя – «латиняне», но, поскольку победу одержала более здравомыслящая «партия Энея», то в энциклопедических справочниках об аппеннинских рутулах говорится как о маленьком и быстро исчезнувшем народе: рутулов упоминает только Страбон, да и то мельком.
Таким образом, тот, кто назвал себя дарданским царем Энеем, имел не крито-микенские, а скифо-сарматские этнические корни, а точнее, юго-восточно-европейские, и этот вывод следует не только из приведенных рассуждений, но и из самого вергилиевского текста: карфагенская царица Дидона, гостеприимностью которой Эней пользовался достаточно долго, и располагавшая, надо полагать, возможностью выяснить хотя бы некоторые детали истинной биографии Энея, в момент печального с ним расставания восклицает:

Нет, не богини ты сын, и род твой не от Дардана,
Кручи Кавказа тебя, вероломный, на свет породили.(Энеида, кн.IV, стих 366)

Указание Дидоны на присхождение Энея достаточно конкретно: «кручи Кавказа», но на этих же «кручах» обитали гаргары, и до настоящего времени проживают рутулы, которые, по мнению известного дагестанского языковеда профессора Х.Ибрагимова, ведут свой род от гаргаров.
Стоит привести еще один аргумент в пользу восточно- европейского происхождения Энея. Начнем с того, что его сына звали Асканий. Страна с подобным именем существовала в древности – это следует из доказанного факта, что в 10-й главе «Бытия» говорится не столько об отдельных людях, сколько о семидесяти двух отдельных народах. Имена их эпонимов в «Бытие» в одних случаях отражают древние этнические названия, а в других — названия древних местностей или народов, давших наименования областям.
Аскеназ – сын Гомера, внук Иафета: подтвержение находим у Иеремии (51/27): «Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (речь идет о Вавилоне) народы, созовите на него царства Араратские, Минийские, Аскеназийские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу». Страна Аскеназ (царства Аскеназийские) располагалась на юго-востоке Восточной Европы и соседствовала, как видим, с царствами Араратскими и располагавшейся в Северном Причерноморье Киммерией (Гомером) , так что под царствами Аскеназийскими надо понимать скифо-сарматские племена Восточной Европы, которые греки называли Асханат, евреи – Аскеназ, ассирийцы – Аскуаз.Корень «ас» говорит о том, что племена эти принадлежали к хорошо известному этносу «асы», называвшему себя также и аланами, и в этом смысле имя сына Энея пересекается с именем его прадеда, которого звали Асарак (Ас-арак).
Выдав себя за царя Дардании предводитель рутулов-гаргаров, конечно же, не мог знать о судьбе истинного Энея – факт, что согласно греческой традиции тот остался жив, заново отстроил город и правил в нем – ведь легенда о переселении Энея и его уцелевших после войны соратников в Латинию и основании его потомками Рима, относится лишь к 6 в. до н.э. в то время, как Троя пала в 12-м. Но почему будущим Помпеям, Цезарям и Цицеронам в качестве прародителя понадобился именно царь Дардании – неужели среди «своих» не нашлось достойной кандидатуры на столь почетный пост? Кандидатура, возможно бы, нашлась, а вот объяснить, почему религия древних римлян практически является калькой древнегреческой, разве что с иными именами богов, в таком случае не представлялось возможным, поэтому Гораций, имея в виду времена более поздние, заметил: «Плененная Греция победила своего некультурного победителя».
Впрочем, с Энеем или без оного, миграция народа рутулов с Кавказа на Апеннины вполне могла иметь место подобно той, какую совершили этруски по аналогичному маршруту: гипотеза С. Фери о кавказском «начале» этрусков поддержана А. Пиганьолой, считавшем, что таким местом был «северо-восточный угол Черноморья», или Р. Гордезиани, «оперирующим широким лингвистическим материалом, как этрусским, так и кавказским, прежде всего картвельским», и не случайно поэтому «…в Дагестане имеются языковые соответствия этрусским топонимам». (Я. Буриан. Загадочные этруски. М. Наука. с. 73-74) .
Не менее длительный переход приблизительно в то же время, что и этруски, также от кавказских стремнин, но к пиренейским совершили иверы, давшие первое имя будущей Испании, а затем сюда же, но уже гораздо позже перебралась часть алан – отсюда Каталония (вторая Алания). Мы выяснили, что«…в Дагестане имеются языковые соответствия» не только этрусским топонимам, но и малоазиатским, точнее, тем, что расположены в районе троады – уже известные нам и происходящие от слова «гаргар».
Предположения о кавказском происхождении легендарного Энея, о родовом единстве амазонок и гарагаров, уже отмеченная выше связь рутулов с гаргарами, а гаргаров с Троей, хотя и представляются калейдоскопическими, но не до такой степени, чтобы не обратить на себя более пристальное внимание историков.

 

Послесловие:

Как видите в данной статье Гайсинским приводятся очень интересные сведения и основанные на них гипотезы относительно происхождения Рутульцев. Он не исключает возможность связи наших предков с жителями Апенинского острова. Но утверждать это все же не возможно.
P.S. Ваше мнение может не совпадать с мнением автора статьи.

Рутульянцы — Итальянцы. (Часть вторая) или Аркадий Гайсинский «Дополнение к Вергилию»: 75 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1. Харе Кришна. .

      Дорогие родные рутульцы мне очень-очень понравился дибаты между двумя мудрецами . спасибо большое зуб за зуб нужно боротса за свою историю и дорожить и гордиться за великую историю рутульцев.
      Пери Израиль

  1. Что за народ пошел в последнее время. Любое исследование является полезным, если даже оно ошибочное. Не важно кто такие рутулы, албаны они или кто еще там, важно другое, знать прошлое человечества и своего народа, если оно было плохое, то не гордиться этим, а исправиться, если прошлое благородное, то надо стараться быть как предки. Самое главное вера в Аллаха и быть ему покорным.

  2. Товарищ модератор, попросил бы не искажать мой текст. Я аслана назвал за его поведение как нас рутульцы говорят хайван плюс вахши. Это не оскорбление, он это заслуживает . Если модератор ты такой любезный и справедливый, то почему ты не фильтровал слова этого животного, этого чакьала аслана? Тогда тебе надо удалить тут все . Эй чакьал аслан оставь тут свой номер я хочу с тобой поговорить по душам. Если ты мужчина конечно.

    1. Если я и пропустил его оскорбления, то только потому что не могу уследить за всеми комментариями. Только первый комментарий проходит модерацию, последующие автоматически одобряются.

  3. Товарищи «историки», что за базар вы тут устроили. Лучше бы делом занялись, а не сидели тут и оскорбляли. Особенно этот Аслан, который мог бы уважительно относиться к взрослому человеку Фазилю Дашлаю. Мне нравится как пишет Дашлай, через его исследования над многим начал задумываться. А Аслан мог бы видеть полезное в его работах, а не оскорблять такого человека. Я лишний раз убеждаюсь в том,что нацизм губит людей.

    1. Баркалла, Абдулла. Спасибо за поддержку. Доканчиваю работу о наших земляках воевавших в ВОВ. В ближайшее время в теме «Подвиги сынов маленького народа в Великой войне» добавлю подвиги еще нескольких наших земляков, наших предков.

  4. Самое смешное, это то, что я всегда был противником итальянской версии происхождения рутульцев. Мы, рутульцы, автохтоны, аборигены Кавказа. Ни откуда наши предки не приезжали и не появлялись. Наша история органически связана с историей всех народностей нахско-дагестанской языковой группы. Он даже не прочитал ничего толком, и сделал свои выводы.

    1. Ты на счет Са Мыр’а ответь лучше будь добр, или ты среди рутульского народа толком не жил и не в курсе что эта река у нас НацIур из покон веков называется?! Мири у нас всегда называли маленькие речушки или собственно само слово означает просто река , а имена собственные давали более важным рекам. К примеру Лалаан, или НацIур или Майикь мири и тд. На самур никто в Рутуле са мыр не говорит и никогда не говорил в жизни! Чего это ты в пользу своих предположений сбросить решил явное ?! Я тебе советую как нибудь поехать в верховья НацI ура и посмотреть к примеру на потолки домов людей которые там живут и потом спросить откуда они берут этот троснИК ?! Что означает слово Ур…. думаю ты и так сам понимаешь откуда этот термин! Не игнорируй явное в пользу своих версий никогда, мой тебе совет. Что же касается этого любителя италийца который накалякал версию о том что мол мы дескать являемся то ли «потомками, а то ли «колонистами» как-то римлян в этих трудно доступных горах — то скажу одно, это полнейшая чушь!!! Он там ссылается на какой-то Элизиум и каккакого-то Гая. .. скажу сразу Гий который пишется как Guy это имя среди европейцев, а Рутул есть такое имя даже среди индусов … и что ?! А то что там они эти итальянцы (римляне) своровали у нас элидзий или кьинькIий или xинкIap еще не означает что мы им родня !!! Все империи когда либо вторгавшиеся на чужую землю экспортировпли кулинарию местных народов в центр империи ! Так греческая юфка ныне стала турецким кебабом! Так турецкая дулма стала русскими голубцами, так казахские манты «кавказским » национальным блюдом, так азиатский плов пол мира охватил, так же римляне взяли у кавказцев некоторые мучные изделия и сыр и современный так называемый по «кефир «. Спросите историков кулинарии — откуда пришли сыр, кефир и пицца? Они вам ответят — с Кавказа! В Европе по сей день в магазинах продается сыр или кефир с надписью — Настоящий, сделанный по кавказскиХ традициях. По этому яи многому другому я считаю что дешевая версия о том что мол мы имеем какое либо отношение к итальянцам — не приемлема. Я уже приводил выше примеры в грубой форме чтобы вы очнулиссь. Но этот делитант со своей версией с Элизиуиом очнулис и каким-то Энеем вообще поразил меня …. он вообще какой то ходячий на двух ногах анекдот типа рутульского Зияда. ..

      1. Слушай, мил человек, я вообще-то насчет Самура привел как версию, но отнюдь не истина в последней инстанции. Что эта версия имеет гораздо большее основание чем всякие версии, типа, Самур производное от осетинского слова «куница». Такая тоже бытует версия. И даже научного характера. И вот в пику таким версиям я привел версию. Причем тут осетины? если наше родное слово может быть более приемлемой чем осетинская. Мыри — это мы сейчас называем мелкие речушки. Более широкие долины у нас называются «дере». Но «дере» — это заимствованное персидское название. «Дере» — это исконно не рутульское название. Мы с тобой одинаково против выступаем против италийской версии. Но почему-то ссоримся)))))

        1. В википедии зачем пишешь тогда об этом ?! Открой вткипедию, там приводится твоя версия которой год назад там не было.

          1. В какую википедию? Я вообще с википедией не связан. Я даже представления не имею кто там пишет.

        2. Нет. . Я никогда не утверждал что названия рек в наших местах имеют ососетинские корни. .. аланы бывшие кочевники и к нам не имеют никакого отношения. Хорошо, если ты поддерживаешь идею о том что мы автохтоны, почему бы тебе не написать статью в местной рутутульской газете (могу помочь) и не разбить в пух и прах рас и навсегда итальянскую версию ?! Интернет одно, а печатное издание совсем другое .

          1. Потом. Как-нибудь потом вернемся к этой теме. Ну а пока я занимаюсь другой темой. Я работаю над «Книгой памяти» о наших предках погибших в Великую Отечественную войну. Эта работа, я думаю, гораздо важнее, чем споры о происхождении рутульцев. По крайней мере в год 70 летия Победы.

        3. Напиши подробно о всех современных наших народах, перечисли их современные самоназвания, проведи параллели с другими Нахами и напечатай в газете ! Если ты занимаешься этим делом, то с каких делов ты даешь ход каким-то дилетантам и не затыкаешь их во время ? Я же вижу везде что ты вроде как активно занят этой тематикой.

          1. Я имел ввиду, в первую очередь об уроженцах Рутульского района. Мне удалось найти данные о более чем 150 человек числившихся пропавшими без вести. Закончу эту работу и вернусь к тематике нашего народа, вернее, происхождения. Ладно?

        4. А чем это побоище стало «великой» да еще «отечественной» войной ?! Нет, это не была войной наших отцов и на «добровольно»-принудительной основе после раскулачиваний и массового грабежа «великих да еще отечественных» войн не бывает . Бывают массовые побоища отцов которых под ружьем одурачили коммунизмом, ограбили а потом погнали как скотомв в штрафные батальоны и те сами ее знали об этом. Сейчас победители мечтают ездить на технике побежденных. .. мало того с миской в руках просят побежденных разрешить мм свободный проезд. .. а ты не задумывался о том что малые народы запрещено привлекать к войнам? ! когда будешь писать о советской солдатне, не забудь написать о том что многие пошли против СССР и в том числе с Кавказа и с рутула в частности.

          1. ))))) Я знаю об этом. Да, наших предков не призывали, якобы официально. Якобы это было добровольно. Но, тем не менее они сражались достойно Не было такого массового перехода на сторону Германии. Это была страшная война. Я, конечно, горжусь своими предками, которые воевали в этой страшной войне. И все же… Задаю этот вопрос, а за какую Родину вы воевали? За ту, которая будет считать их потомков, то бишь нас, чурками и хачами???? Грустно об этой теме говорить. Но! Это наши предки. Нельзя забывать их память. Надо увековечить. Вернуть из небытия их имена. Это наш долг.

          2. Вы думаете если бы фашисты тогда победили, мы бы ездили на их авто? Я думаю вы глубоко ошибаетесь…

          3. Нет. я так не думаю. Для немцев мы также не были людьми арийской расы. Это глубокое заблуждение, что надо было бы воевать за немцев. Наши предки выполнили свой долг с честью. За это им вечная память.

          4. Я просто считаю что нельзя привлекать малочисленные народы к войнам. Я не за фашизм и не за коммунизм.

          5. На той войне погибли двое моих дядь … Дед до Германии дошел. .. вот и я спрашиваю и задаюсь вопросом, за кого и зачем они там умирали? ! За тех кто сегодня нас на каждом углу шманает и открыто хачами и черно.опыми чурками считает? …

          6. Не знаю кто как смотрит на это, но я бы не пошел воевать на такую войну. Мне всеравно что там не поделили фашисты с коммунистами, это их проблемы. .. не пошел бы хотя-бы из-за памяти и уважения к не менее славным предкам как Агабек Рутульский и его соратникам которые тоже нашу Родину защищали… Но перед воинским подвигом ветеранов и не вернувшихся я склоняю голову.

    2. Ассаламалейкум! Мой дядя написал книгу «Рутулы » хотел бы знать вы ее читали?

  5. Уважаемый Аслан, не надо здесь оскорблять других читателей. Все это теории о происхождении наших предков. Ни одна из них не претендует на аксиому. И каждый вправе высказать свое мнение. Если вы не согласны, приведите свои обоснованные доводы против. Не стоит переходить на личности и оскорблять друг друга.

  6. Вайнахи говорят на Бога — Дейл. На ихнем Дала мукълаh означает иншаАллаh, Йинчире выйне, если даст Бог… почему то ни чеченцам, ни ингушам не пришло в голову сказать что ихний Дейл это мол «языческий» божок.

    1. Слушай, ты замолчишь или нет? Я и не из Ихрека вовсе. Имя Аллаха — Аллах. А остальные названия у каждого народа свои. Я тебе еще раз предлагаю пообщаться вживую, по телефону, а не нести тут всякую ахинею.

      1. У тебя есть whatsapp ? Если нет, установи его, там бесплатная связь. Там и поговорим , твой номер я записал.

        1. Я даже понятия не имею что такое ватсап. я привык к более традиционным формам общения. Все эти инстаграммы, ватсапы и иже с ними для меня пока темный лес))))

          1. но порошу у сына. он более сведущ в этих технологиях

    2. Я тебе оставил свой номер. Позвони и мы поговорим. Либо оставь свой номер. я позвоню тебе. Если этого не сделаешь я все равно найду тебя. Ты за оскорбления свои в мой адрес ответишь.

  7. Слушай, ты уже достал своими великоглупостями. Вот мой номер 89281382928. И с чего ты взял что я армянин. Я рутулец, hей ахьмакъ.

  8. Пайгьампара это пророк или не пророк ?! Ильчи это посланник или не посланник ?! Если у Йинища есть ильчиймар на пайгьампарыер, тогда кто Йинищ ?!

    1. Пайгьамбар — это тюркское слово. Арабское слово Наби — пророк, а Расул(ь) — посланник. Не пиши тут всякую ересь.

      1. Какая разница? ! Смысл ведь один и тот же !!! Какая разница на каком языке ты скажешь слово пророк или посланник или Бог ?!

    2. Илчи — вообще-то в быту называются сваты. Илчи посылаю сватать девушку. Ты это арабам объясни, что имя Аллаха — Йиниш.

      1. Ильчи это посланник которого куда либо посылают! Если бы ты знал арабский, то знал бы что расуль бывает как от Бога, так и в качестве любого посланника. К примеру письмо по арабски это рисаля (послание). По этому чтобы не путать одно с другим говорят Расулюллаh — посланник Бога. Все просто.

  9. Йинчид пайгьампара означает на нашем Божий пророк. Йинчид ильчи — посланник Бога. Йинчире выйне — это дословно по арабски означает ин щаа ЛлаhЛлаh, по русски Если соизволит Бог!

    1. А при чем тут армянский Аствац? Я знаю свой родной рутульский не хуже твоего.

  10. Фазиль Дашлаян еще утверждал как то что мол рутутульское слово Йинищ это мол какой-то «языческий» божок. .. Разве God, Got или Dieu это «языческие» божки или всетаки в переводе означают дословно Бог ?!

    1. Слушай, ты тут привел мне в качестве доказательства слово Dieu , а ты в курсе что это слово производное от греческого слова Деус, или Дий, одно из имен бога Зевса. С каких пор Зевс стал Богом, или прошу прощения , Аллахом?

      1. Отвечаю — Deus это слово означающее Бог, а Зевс имя того кого они считали своим богом. .. думаю все ясно? !

        1. Дий — это второе имя Зевса. Советую еще раз прочесть историю древнего мира.

          1. Сейчас кто ихний Dieu ?! Читай перевод Библии , Торы и Корана на их языки! Там не менее умные переводчики и не хуже нас знают латынь !

        2. Ты смешные вещи пишешь. Цезарь — это вообще- то изначально было имя одного человека. Затем оно стало нарицательным. Это имя стало титулом. Приобретал разные варианты. Например Кайзер — немецкий вариант имени Цезарь, Къайсар — арабский вариант этого имени. Также и слово Король. Изначально это было имя человека. Это известный Карл Великий. Потом его именем стали называть всех правителей. Точно также и Дий, это было имя древнегреческого божества. Потом оно стало нарицательным, так стали называть Бога. Тут ничего странного нету.

  11. Забыл… Ахиллес это римское. .. на самом деле его звали Ай Хьилиййос. .. или коротко по гречески Ахил что означает Ай Хьилий? .

    1. Потрясающе!!!!! Ахилл вообще-то из древнегреческой мифологии. При чем тут римляне. Ты хоть историю, нормативную выучи. Потом будешь тут со мной шпаги скрещивать. И ты моего отца не трогай, идиот. Ты думаешь что я не умею говорить на своем родном языке? Я тебе дал номер телефона. Встретимся. Тогда и поговорим за оскорбление моего отца. Мой отец уважаемый учитель, который таких как ты сотнями и тысячами грамоте учил. Если ты мужчина, позвони и ты ответишь за это, мухьадский

  12. А ты знаешь Дашлаян что албанцы воевали против хачпарасов армян твоих предков? ! Это бабушка рассказывала, не твой Страбон или Мовсес Ахперасос конечно. .. Но историю собственного народа думаю наши старики не хуже верноподданных первых шакалов Рима армян знали . .. а Муфараджеусу Гаюсу или Даййусу советую поехать на историческую «родину» в Италию? и там рассказать им про Элизиум и получить под зад нобелевскую премию Жириновского

    1. С чего ты взял что я считаю рутульцев потоками римлян? Мы исконные жители Кавказа. Никакого извне переселения не было. Хватит писать чушь.

    2. Твоя бабушка кто? Историк? Может ее звали Ключевский, Костомаров, или Челеби Эвлия? Разумеется наши предки албанцы воевали и с армянами в том числе. Но албанцами мы назывались еще до принятия нашими предками Ислама. А это было несколько столетий тому назад. Задолбал ты своими глупостями.

      1. По твоему костомаров, клюсевкий или там еще какой-то заезжий Челеби знали нашу историю лучше чем наши собственные предки ?!

        1. Мои предки или твои предки могли знать историю не более чем за сто лет. Либо это были предания и легенды. Не всем легендам надо верить. А вот Челеби — это один из известных турецких историков. По его трудам изучают историю Кавказа. Кстати, один из немногих историков по чьим трудам можно узнать историю Кавказа средних веков более полно и объективно чем по данным российской историографии.

          1. А страбон или птоломей тоже историки или этот армян Мовсес ?! Касаемо турков, они всех к своим туркам причисляют , как и армяне к своим. .. думаю ты осведомлен об этом.

    3. И вообще-то я не знаком с Муфараджевым. С чего ты взял что мы заодно. Ты сначала внимательно прочти, а потом будешь свои коменты оставлять.

      1. Страбон -историк. Птолемей — более географ. Они о тюрках ничего не писали. Им они были неизвестны. Но про Древнюю Албанию были осведомлены. Мовсесов вообще-то двое: Мовсес Хоренаци и Мовсес Кагакатваци. Более известен Мовсес Каланкатуаци или Каланкатуйский. Некоторые историки считают его албанцем, а не армянином. Хоренаци — это точно армянский историк. Верить тюркской истории не стоит ни на йоту. С армянами проще, они не считают себя албанцами. Они считали албанцев своими соседями. И подчеркивали что у албанцев очень грубый и варварский язык. Почему и называли их гаргарами. У них и без того не бедная история. Так что на нашу историю они не претендуют. Один из албанских царей Вачаган Благочестивый и до сих пор почитается армянской церковью. А Вачаган Второй или Благочестивый точно не был армянином. Он происхождением албанец. Насчет турков мне известно. С их точки зрения наши предки древние албанцы — это тюрки. Вздор полный. Северный Азербайджан имеет наши корни. Это наши предки (лезгиноязычных народов) которые забыли свой язык и ассимилировались с тюрками.

  13. По логике с примечательной «итальянской» фамилией муФАРАДЖев и его коллеги хачпараса Дашнака Дашлаяна можно и в правду предположить что после тысячилетней оккупации ближнего востока все семиты это «потомки» римлян. .. а армяне тоже римляне? они под сапогом греков римлян жили тысячу лет. .. афганцы тоже итальянцы, там был Македонский !!! Египтяне тоже римляне италийцы, там была Александрия. …. Алжир это французы может? ! Дашлаян, когда же ты перестанешь читать то что написал гад? ! Ах ты муФАРАДЖев, когда же ты поймешь что в Болонии и Милане есть люди умнее твоих заумных элизиумных мозгов ? Ах ты хьарада убхьуд йикIцариум вы.

    1. Еще раз тебе умному в кавычках объясняю, я никогда не считал италийскую версию происхождения рутульцев аксиомой. Чтобы тебе было ясно повторяю — Мы, рутульцы, не являемся выходцами из Италии. Мы коренной народ. Атохтоны Дагестана, то бишь Древней Албании. Ты поймешь или нет, наконец?

  14. Кто ты воин ?! — Я Ахиллес сын Энея Хьилиуса Рутулиуса , который из арабского Фараджа.
    Передай скипетр своему царю Ахиллес !!! Тот в ответ: — Нет, я из вольного магала…. Дашлаян помоему точно армян ахперасс эли.

    1. Ты мне тут ересь не приписывай. Рутульцы — не являются потомками итальянцев или еще кого-либо. Нигде и никогда я об этом не говорил. Внимательнее читай.

  15. С таким же успехом я бы мог на основе нескольких немецких или французских слов которые точь в точь имеются на нашем языке спокойно доказать что рутульцы это потомки древних Галлов или Германов ? Или наоборот. Че мелочиться ?

  16. Дашлай со своим коллегой по уму Гаюсом Муфараджеусом под конец вообще с уже?? Рутул это название села, а не народа, точно так же как родственные албанское народы которые ныне несут имена своих сел Хиналугцы, Джеки, Алукцы, Будухи или Удины с Крызами (все они как и жители Рутула относятся к древним Нахам и это доказанный всеми учеными лингвистики мИра факт! ). Дашлай дорогой, ты соврал когда сказал что Самур это мол от твоего Са мЫри !!! Рутульцы называют эту реку НацIур (это производное от слов НацI и Ур, вот и ищи название словаре что означало У и нацI).

    1. Слушай, Нац1, как вы называете или нец1, или как киницы называют лец1 — это вообще-то переводится как река. Если вы только мыхьадцы называете Самур Нац1уром, вовсе не означает что все его так называют. Эта река известна под названием Самур. И самое главное, лезгины эту реку называют Куланвац1. В их языке нет такого названия. Вац1 — по лезгински река.

        1. Первый вариант — множественность, возможно от слова «ар». Например, Ибрагимов, это ныне покойный профессор цахурец, считал что «ур» «ар» вариант множественности, ну вроде «воды», реки и т.д. Но я думаю что это слабая версия. Вообще-то Нец1 — это в целом любая река: Вырынец1, майикнец1 и т.д. Может быт как главная река. Разные версии можно предположить

  17. Рутульцы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки рутульцев исторически входили в состав государственного объединения — Кавказскую Албанию и были известны под именем албаны.
    Рутульцы говорят на рутульском языке лезгинской группы. Если рутульцы прибыли бы из Италии, то они говорили бы на итальянском. Этоним Рутул появился лишь в 15 веке. А до этого назывались мыхабыр. Так что рутульцы НЕ итальянцы. А эта статья полная чушь

  18. Это конечно же мнение и оно конечно же субъективно, но думаю имеет право на жизнь. На мой взгляд объективной информацией о происхождении наших предков на данный момент пока не владеет ни кто.

  19. Если верить Вашему мнению, а я думаю это лишь субъективное, то можно предположить, что Мы с Вами ведем ветвь со времен Великого потопа. Древнее название селении Амсар-Ансар, а с арабского в переводе означает-первый человек. Так выходит что-мы прямые потомки Нойя. Сравнение подобно Вашему сравнению, лишь по совпадению речевых критериев.

  20. Мне очень интересно мнение многоуважаемых блогеров Рутула, о происхождении нашего народа. Слушайте, хватит городить чушь. О каком сравнении с древними племенами Италии Вы говорите? Вы сами себе хоть верите. Учите историю «господа»!!!

  21. «… В горах Дагестана испокон веков существовали и существуют поныне две формы кочевания: первое – отгон крупно рогатого скота на летние пастбища. Этим в большинстве случаях занимаются исключительно женщины. И в наши дни дойка коров считается чисто женским занятием. Второе — отгонное овцеводство. Отгон овец на зимние пастбища на плоскостные места горцами. Основным маршрутом отгонного овцеводства испокон веков у чабанов лезгин, рутульцев и цахурцев были муганские степи на территории современного Азербайджана. (Вот почему исследователи локализовали древних гаргаров одновременно и в предгорьях Самурского хребта и на равнинах. На берегах Куры! Ф.Д) В отличие от тюркских кочевников, которые, отправляясь в поход, брали с собой все свое семейство, древние гаргары, как и их потомки и ныне, в наши дни, отправляясь на зимние кочевья, не берут с собой своих жен и дочерей. (Как правило, уже с десятилетнего возраста, в иных случаях и раньше, дети (мальчики) постепенно приобщались к нелегкому труду своих предков, отцы их брали с собою). Женщины оставались дома, в горах, в родовых селениях. Хранили и оберегали свой дом. Случалось, что в случае нападения всяких незваных гостей могли дать и достойный отпор.
    В старину, как рассказывают старожилы, чабаны отправлялись на зимние кочевья в начале сентября. Месяца полтора, а то два тратилось в пути. В лучшем случае к месту зимней «дислокации» прибывали в конце октября. Отправлялись обратно в горы не раньше мая месяца. Месяц полтора в пути и домой, к месту летней «дислокации» Прибывали не ранее середины июня, а то и в начале июля. Итак, чабан-овцевод мог находиться со своей семьей всего то два месяца в году. Сравним теперь с тем, что писал Страбон. «…Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского рода приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном…».
    Разумеется, нельзя воспринимать описание Страбона как истину в последней инстанции, однако… Как выше уже сообщалось, отгоном крупно рогатого скота на летние пастбища занимаются исключительно женщины. Летние пастбища, как крупного рогатого скота, так и мелкого рогатого скота испокон веков и в наши дни находятся вдали от села, обычно на высокогорье. И довольно часто где-нибудь поблизости друг от друга. Неудивительно, что только в это время года женщины и мужчины гаргарейцы имели возможность «сойтись для деторождения». Следы этого поведения, странного не только для Страбона, но и для любого незнакомого с подобным образом семейной жизни гаргареев, как и их потомков сохранились и в наши дни…» — отрывок из работы «В поисках древних гаргаров» Ф. Дашлай.

  22. «…Впрочем, с Энеем или без оного, миграция народа рутулов с Кавказа на Апеннины вполне могла иметь место подобно той, какую совершили этруски по аналогичному маршруту: гипотеза С. Фери о кавказском «начале» этрусков поддержана А. Пиганьолой, считавшем, что таким местом был «северо-восточный угол Черноморья», или Р. Гордезиани, «оперирующим широким лингвистическим материалом, как этрусским, так и кавказским, прежде всего картвельским», и не случайно поэтому «…в Дагестане имеются языковые соответствия этрусским топонимам». (Я. Буриан. Загадочные этруски. М. Наука. с. 73-74) …» — Вот это верная мысль. Вполне возможно допустить мысль, что наши далекие предки могли переселиться с Кавказа на Апенинский полуостров, а не наоборот. Получается что не мы являемся пришельцами из Италии, а италийские рутулы могли быть выходцами с Кавказа. В некоторых своих работах я об этой версии упоминал. Так что в данном случае с Гайсинским у нас нет разногласий.