Добродетель великих душ или нафс?

Платон сказал: Справедливость — добродетель великих душ.
А душа бессмертна. Она пришла из небытия в наши души и вернется после смерти. Для души наш мир чужд особенно настоящий. По этому наши души остаются чистыми, а грязное это наши сердца. Вот почему?
справедливость
Душа ищет ответы в испорченном мире через сердце. Благородство души проявляется как внутреннее достоинство человека, благочестие. Другая часть души нафс. Нафсом называют страсти, все отрицательные черты души, которые присущи людям (несправедливость). Благочестие это высоконравственное, безупречное поведение, признание высоконравственных принципов и исполнение их на деле, соблюдение их как в личной жизни, так и в общении.

В исламском понимании справедливость означает отведение всему должного места и равное отношение ко всем. Иногда справедливость достигается через неравенство, как неравное распределение богатств. Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил:
Передал слова всевышнего:
О Мои рабы, Я запретил несправедливость Себе и запрещаю её вам. Поэтому бойтесь поступать несправедливо; (Сахих Муслим).
Справедливость представляет собой высокий нравственный принцип и объективность, поскольку предписывает всему свое надлежащее место.
Важность справедливости
Коран, священная Книга Ислама, считает справедливость высшим достоинством. Это одно из ценнейших качеств, по важности занимающее место рядом с верой в Единство Бога (таухид) и признанием Мухаммада Его пророком.
Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость; (Коран16:90)
Так, можно заключить, что справедливость; это обязанность каждого мусульманина, а несправедливость является запрещенной. Центральную роль справедливости в исламской системе ценностей можно увидеть в следующем аяте:
Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости;
(Коран 57:25)
Справедливость ко всем
Справедливость, предписанная Аллахом в Коране, не ограничивается определенной расой, религией, цветом кожи, убеждений. Мусульманин должен быть справедлив как к другу, так и противнику:
В другом аяте говорится:
и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности; (Коран 5:8)
Согласно Корану, справедливость является обязанностью.
Каждого верующего Всевышний призывает к справедливости. Это качество как часть веры в Бога, должен стараться взрастить в себе любой мусульманин.
Знаменитый исламский правовед имам Сархаси сказал: Вершить справедливость считается наиболее благородным выражением покорности, после веры в Бога.
Пророк Мухаммед, сас, в самых трудных испытаниях ни на шаг не отступил от повеления Аллаха, сохраняя верность принципу справедливости и честности даже в ситуациях с теми, кто вели откровенную войну против Пророка. Его справедливость и духовная стойкость стали примерами для всех времен и народов, вспомним его слова: “Мой Господь велел поступать справедливо…” (Коран. Сура «Преграды», 7:29)
“Мединское Соглашение”, подписанное Мекканскими мухаджирами и ансарами и иудеями Медины являет собой пример первой конституции, прекрасный пример справедливости и веротерпимости Ислама. Результатом этой конституции стали равноправие, справедливость, единство прав всех религиозных общин, защиты их интересов, а многолетние конфликты между общинами исчезли сами собой. Но наиболее значимой частью договора было право на свободу вероисповедания и поклонения.
Единственным действенным решением в прекращении всех войн и конфликтов, происходящих в мире сегодня, является неукоснительное соблюдение законов справедливости и морали Корана, следуя примеру Пророка Мухаммада, сас. никогда не сходить с пути справедливости, не делая различия между исповедующими другие религии или расы. А почему мы сошли с пути под маской лицемерия?
Проблема справедливости – одна из наиболее актуальных и наиболее серьезных проблем современного Дагестана. О ней все говорят и спорят. Тема справедливости занимает важное место в годеканах, программах политических партий, общественных движений, в гонках на выборы глав муниципальных образований и депутатов разных уровней. И, конечно, проблема справедливости беспокоит простых горцев. Утрата обществом, населением веры в справедливость, приводит к росту общественного недовольства, в чем ни одна власть особенно муниципальная, разумеется, не заинтересована.
В ОНФ создана рабочая группа «Социальная справедливость» по итогам «Форума действий» с целью контроля за исполнением майских указов и поручений президента РФ в области социальной политики.
Основные задачи группы достижения справедливости в целом:

  • Борьба с коррупцией как с социальным злом, которое душит Россию, мешая развитию, унижая простых граждан и вынуждая нужных району людей уезжать из района;
  • Вовлечение граждан в процессы построения демократического, социально-справедливого общества;
  • Выдвижение и поддержка гражданских инициатив, способствующих развитию общества социальной справедливости;
  • Помощь и содействие органам госвласти, отвечающих надеждам и чаяниям граждан;
  • Сохранение и развитие лучших традиций народов;
  • Повышение уровня правовой культуры граждан;
  • Сотрудничество органов государственной власти с органами местного самоуправления и общественниками.

О том, насколько важна справедливость для российского общества, неоднократно говорил Президент России В.В. Путин «сегодня очевиден главный запрос граждан России – обеспечить справедливость в самом широком смысле этого слова». В своих предвыборных статьях он писал о том, что «общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости»; что «справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы». В своем выступлении в октябре 2013 г. на Инвестиционном форуме «Россия зовет!» заявил: «Власть должна быть сильной, последовательной и справедливой».
Такие заявлении главы государства представляются совершенно не случайными. Проблема справедливости в современной России действительно приобрела особую актуальность. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что «справедливость» входит в первую пятерку наиболее важных для россиян ценностей.
О социальной справедливости мечтают большинство горцев, особенно законопослушных граждан района.
Разговор справедливости в современном рутульском обществе необходим. И заключается в том, что в обществе существует достаточно большой разброс мнений относительно того, что считать справедливым, а что – нет. И очень важно, чтобы представители различных слоев не только имели возможность публично выражать и отстаивать свое понимание справедливости, но и проявляли готовность слушать и слышать своих оппонентов, признавать за ними право на иное понимание справедливости, идти на компромиссы.
Подавляющее большинство горцев считают слишком большими и чрезмерными существующие различия в доходах особенно скрытых, но видимых. Именно чрезмерное имущественное неравенство предстает как самое очевидное и неприемлемое нарушение социальной справедливости. Люди, увлекшись ложными ценностями жизни, не считают их значительными, поскольку они-то и отвлекают от истинной ценности жизни, они-то и провоцируют вспышку жадности, злобы, зависть у одних, а как следствие отчаяние у других. Причем острота этой проблемы в районе в последние годы, только нарастает. Дело еще и в том, что все большее число граждан района связывает причины богатства не столько с собственными усилиями человека (например, с умением использовать все возникающие шансы; с работой не покладая рук, не считаясь временем и своим здоровьем; с наличием высокой квалификации, знаний), сколько с наличием нужных связей, знакомств и подхалимажа (длиной дасмала), с чем и просит бороться В.В. Путин, то есть несправедливостью.

Пример:
ребенок учится в школе на отлично, а сын, какого то проходимца или дасмалчи получает на ЕГЭ оценку «отлично», но при этом, он же, за 11 лет учебы в школе не сумел выучить теорему Пифагора, а ребенок который учился на отлично 11 лет получает хорошо.

Это что такое?- Это же несправедливость. И у ребенка видя, все это, уже появляются чувства беспомощности и злобы!
Все это происходит из за низкого уровня нашей политической активности, инертности при решении вопросов местного значения. Мы сами виноваты, так как продаем себя в период выборов и предаем других достойных людей, лишь бы мне было хорошо, без сочувствия к ближнему, занимаемся угодничеством. Большинство горцев и горянок предпочитают занимать привычную для них позицию «зрителя», предпочитая передать полномочия (равно как и ответственность за происходящее в районе) так называемым элитам. Так что мечта горцев о социальной справедливости неосуществима! Многие задаются вопросом – есть ли справедливость в жизни? Да что там вопросом, многие вообще думают, что справедливости в жизни нет. Конечно, проще всего обвинить всех вокруг соседа или же друга. Проще скинуть ответственность за свою жизнь на любого, или на обстоятельства, а потом сказать, что жизнь такая несправедливая штука и от кого в жизни не ждешь предательства, втыкают нож в спину, иногда сам себе не веришь или в себе сомневаешься. К сожалению, лишь малая часть не такие, и я очень надеюсь, что есть у нас еще достойные патриоты. Я уверен, что справедливость в жизни есть. Уверен, что мы имеем ровно столько, сколько заслуживаем. Но нам трудно это понять, так как, мы не можем взять на себя ответственность за свою жизнь. Мы скидываем эту ответственность на ситуацию и обстоятельства. Поэтому возникает иллюзия, что жизнь не справедлива и она где то там.
Мой отец говорил «пока можешь, не покладая рук твори добрые дела, и что жизнь- это охота, а добычей в этой охоте должна быть порядочность и добрый нрав«. По моему это присуще только тому, кто руководствуется справедливостью.
Каждая совершённая несправедливость не остаётся безнаказанной, возмездие всегда наступает — тем позже торжество справедливости, чем более велик был чиновник и весомей грех. У Рутульцев, когда человек не может победить несправедливость говорят: «Я отдаю тебя в руки Всевышнего и пусть он свершит справедливость».
Не одобряйте неправосудие и на все дела и речи взирай оком справедливости, чтобы смог различить во всяком деле истину от лжи, ибо, если падишах не раскроет око разума, истинный и ложный путь перед ним не откроется.
У кого нет ни совести, ни чести не может быть и понимания справедливости. И только сочетание совести и чести дает достаточно точное понимание справедливости.
А как вы считаете: Что такое справедливость и есть ли она?

Текст данной статьи для публикации был сдан в газету «Рутульские новости» в апреле 2015 года, но так и не был опубликован!

А.Р.Тагиров 24.04.2015г.