Село Лучек

Село Лучек расположено в Рутульском районе и является одним самых старых сел населенных рутулами. Село расположено в долине реки Самур (от рут.»Са»-один и «Мыри» — река, т.е. — одна река) в месте впадения в неё реки Кара-Самур (старое название Куртай-чай), на высоте 1679 м, в 13 км к северо-западу от районного центра — села Рутул. Ближайшее к Лучеку село — Амсар.

luchek
Село лучек

У лучекцев и амсарцев тесные дружеские отношения и экономические связи. Сегодня в селе проживает более 500 рутульцев. В Лучеке проживают представители 6 тухумов: Балилейар, Габашер, Качалар, Маллайер, Чатуйер, ЧимукIар.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА

Из исторических источников село Лучек известно с V века. Во всех известных средневековых документах о Рутульском вольном обществе, село Лучек упоминается как одно из ключевых населенных пунктов. Стратегическую важность села подчеркивали караванные пути, проходящие через это село в Горный Магал, в Закаталы, Джаро-Белоканскую область, в Рутул, в Дербент и в другие области Дагестана. По данным Л.И. Лавров Лучек существовал уже в XI век-XIII вв. По легенде Лучек возник от соединения четырех тухумных поселений. Также есть известие, что в 1741 г. один из отрядов Надир-шаха прошел к Рутулу через «Луджек»[1].

Древний период

Наскальные рисунки
В селении Лучек в стенах домов, мечетей и заборов встречаются камни с разного рода изображениями. Многие из них не изучены или малоизучены, но некоторые все же были исследованы и опубликованы советскими ученными.

Рисунок: Человек на кораблеРис.1 Фрагмент изображения на камнях, сел. Лучек (по Л.И.Лаврову)

Часть из Лучекских наскальных изображений находятся в 1 км к югу от села над правым берегом Самура, на высоте около 100 м над рекой (по другим данным 120-150 м), в местности Рухудюг (Рухудйиг), возле мельницы, находятся обломки скал с высеченными на них изображениями человеческих фигур, горных туров, лошадей, стрелков из лука, всадников, животных, судна, лабиринтов, людей в высоких шапках, человечек с поднятыми вверх руками, большой парусный корабль с веслами, спирали, кресты, тамги и т.д.. Эти изображения сопровождены полустертыми арабскими надписями и датами, исполненными той же техникой, что и рисунки. Некоторые из изображений имеют даты, написанные арабскими цифрами. Памятник датируется VIII — XII вв.[3] . Всего при рисунках в разных местах найдены четыре даты. Рисунки сопровождаются мусульманскими датами, соответствующими 751 — 752, 1127, 1165 — 1166 и 1213 — 1214 гг. по григорианскому летоисчислению. Рисунки частично вытесаны, частично выбиты инструментом типа зубила на обломках скал. [6] Эти наскальные изображения, открытые Л. И. Лавровым в 1952 г. около селения Лучек и относящиеся ко времени нашествия арабов и исламизации Дагестана, свидетельствуют, по мнению Лаврова, о связях рутульцев с побережьем Каспия и о существовании у части населения христианской религии. Как пишет об этих рисунках этнограф и кавказовед Л. И. Лавров: эти рисунки «единственные пока в Южном Дагестане наскальные изображения».[5]
Рухудюг — это «местность, — пишет Л. И. Лавров, — представляет собой склон, покрытый каменными глыбами, которые обрушились с верхней части горы. Рисунки находятся на гладких поверхностях этих камней. Всего камней с рисунками найдено 7. Все они расположены близко друг к другу.
Как отмечает Марковин В. И. в книге «Советская археология (1958)»: К сожалению, до сих пор опубликовано только несколько групп изображений «на скалах у с. Капчугай Буйнакского района и отмечен факт открытия изображений у с. Лучек Рутульского района»

Подземный ход
На выступе высокой горы за западным краем селения, по преданию, в древности стояла крепость с подземным ходом, ведшим на восток к берегу Самура. В 1950 г. в с. Лучек при земляных работах на глубине в 1,5 м открылся подземный ход шириной 1 м, при высоте 1,5 м, , выложенный из грубо обитого камня на глине с перекрытием из больших каменных плит, положенных поперек.[3] Проход соединяется с рекой. По всей видимости проход использовался во время военных действий или длительной осады села врагом. Таким образом имея такой проход с доступом к питьевой воде лучекцы могли длительное время обороняться или незаметно покинуть осажденное место.

Куфические надписи
В 1950-x гг. в Лучеке были обнаружены ранее не известные 6 каменных плит с куфическими надписями, высеченных на камнях, датирующими некоторые постройки в этом селении XI — XIII вв.[4] На берегу Самура около впадения в нее небольшой речки Хинакмыри, в 1 км выше с. Лучек открыты наскальные изображения (семь камней с рисунками), относящиеся к мусульманскому времени, главным образом к XI-XIII вв.[7] . В стене здания бывшей мечети в селении Лучек есть камень, на котором высечен текст хронографа, составленного на арабском языке в 1906 — 1907 гг. Он относит утверждение здесь ислама к 128 г. по Хиджре, или к 745 — 746 гг. по грегорианскому летоисчислению.[2]
В 1850 г. археолог Бартоломей И.А.(1813—1870) побывав в различных дагестанских селах, в том числе в Лучеке собрал 26 эстампов и переписанных копий надписей, из них 20 куфических. По тем временам это был большой успех. Ханыков Н.В. говорил, что «стараниями шести человек в последние 15 или 17 лет собрано было в разных частях края (речь шла о Кавказе в целом) только 10 куфических надписей, более или менее важного исторического содержания», а И.А. Бартоломей один, менее чем за месяц «утроил запас известных доселе куфических надписей Кавказа». В том же году Н.В. Ханыков опубликовал тексты и переводы девяти собранных Бартоломеем надписей из Лучек и других южно-дагестанских селений Рутул, Гельмец, Цахур.[6]

Период Кавказской войны (1817—1864)

С начала XIX века Российская Империя усилила агрессию против кавказских народов и государственных образований. Российская Империи намеревалась силой присоединить к себе все кавказские области, подчинить к себе всех жителей, а не покорных уничтожить. Несмотря на подлость и коварство врага, его высокомерие, численное и военное превосходство, кавказские народы вели упорную борьбу более 60 лет. В период кавказской войны Лучек для рутульцев был одним из стратегически важных пунктов. Такое же мнение о важности селе было и у царских военачальников: в 1850 году наместник на Кавказе граф Воронцов, лично исследовав Лучек, приказал построить в Лучеке крепость, тем самым перекрыв важные пути сообщения между Южным и Центральным Дагестаном и усилив позиции русских войск. Спустя ровно 100 лет зло подданных Российской Империи вернулось к ним обратно — в 1917 в России произошла революция и власть перешла в руки большевиков во главе с Ленином. В созданных коммунистами концентрационных лагерях без суда и следствия были уничтожены миллионы русских: русское дворянство, интеллигенция, корпус офицеров, промышленники, купцы. Причём, все эти сословия и классы уничтожались полностью — не только мужчины, но и женщины, дети, старики.
После присоединения Рутульских земель к Российской Империи с 1860 по 1899 года Лучек был центром Лучекского наибства, с 1899 по 1926 годы — центром Лучекского участка Самурского округа.

Использованные материалы

[1] Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках — Надписи X-XVII вв. Лавров Л.И.

[2] Кавказский этнографический сборник, Том 3, Изд-во Академии наук СССР, 1962

[3] Материалы по археологии Дагестана. Дагестанское книжное изд-во, Том 1, 1959

[4] Советская этнография, Том 1, 1953, Изд-во Академии наук

[5] Этнография Кавказа: по полевым материалам 1924-1978 гг. Леонид Иванович Лавров. «Наука», Ленинградское отделение, 1982 — Всего страниц: 223

[6] Библиотека диссертаций и авторефератов disserCat (http://www.dissercat.com)

[7] Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, 1955

Автор публикации Абдуллах аль-Лучеки.