Скоро зима. Сколько себя помню (а помню себя уже 25 лет 🙂 как минимум) в Рутуле всегда была проблема с электроэнергией. И это ещё районный центр, не говоря уже о высокогорных селах нашего района. Каждый раз, как и в России, у нас в Рутуле, в декабре НЕОЖИДАННО (для коммунальных служб и энергетиков) наступает зима. Начинаются отключения электроэнергии без всякого предупреждения, начинаются аварии на трансформаторных установках не говоря уже о некачественной электроэнергии, которую поставляют потребителям. Потребитель, в большинстве своем, мало что понимает в этом. Он понимает, что электричества в розетке должно быть на 220 вольт, а в реальности зимой там лишь 140-160 вольт.
Рутул и электроэнергия… Сага!
В данной статье я попытаюсь раскрыть понятие «Некачественная электроэнергия» и расскажу как бороться за свое право на качественную электроэнергию, ведь потребитель должен платить за электричество напряжением как минимум в 198 вольт.
Рассмотрим две ситуации:
- В определенный момент времени потребителю была поставлена некачественная электроэнергия, которая привела к выходу из строя электроприборов потребителя.
- Поставка некачественной электроэнергии носит регулярный, периодический и повторяющийся характер. Чаще всего имеет место низкое напряжение в сети или незначительное пониженное напряжение в сети. Вследствие этого срок службы электроприемников сокращаются, могут возникать сложности в их работе, что в конечном счете влияет на быт потребителя. (например, ежедневное понижение напряжения в вечерние часы).
Ситуация первая.
Из-за возникшего кратковременного повышения напряжения (перенапряжения) у потребителя сгорел холодильник или стиральная машинка. Что делать потребителю в таком случае:
Во-первых, обращаемся в авторизованный сервисный центр и составляем акт, в котором указывается причина выхода из строя бытового прибора (например, резкое повышение уровня напряжения, не предусмотренное заводом-изготовителем).
Далее, после получения такого акта, Вы можете смело писать претензию о добровольной компенсации стоимости вышедшего из строя бытового прибора в адрес гарантирующего поставщика, с кем у Вас заключен договор энергоснабжения (которого в письменной форме может и не быть). Претензия пишется в двух экземплярах и один экземляр передается гарантирующему поставщику, на втором – ставится отметка о получении. В случае неудовлетворения претензии – обращайтесь в суд с заявлением о компенсации стоимости вышедших из строя приборов учета. Стоит отметить, что суд при наличии всех необходимых документов (чеков, акта, копии претензии), как правило, становится на сторону потребителя и взыскивает с поставщика электроэнергии не только стоимость вышедших приборов учета, но и стоимость экспертизы, услуг адвоката (если к ним прибегали) и т.д.
Ситуация вторая.
Данная ситуация более характерна для нашего района. Например, напряжение в доме вместо положенного 220В в течение всего дня не превышает 170-190В, а зимой к вечеру и вовсе снижается до 120-140 В., то есть факт низкого напряжения в сети на лицо. (Предельно допустимые колебания электроэнергии согласно ГОСТ 13109-97 равна 22 вольт т.е. в диапазоне 242-198 В.) Что делать простым гражданам в такой ситуации:
Как в редакции «новых» правил предоставления коммунальных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 и вступают в силу с 1 сентября 2012, так и в редакции «старых» правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, действующих в настоящее время, в приложении 1 к правилам указано, что в случае отклонения напряжения от требований законодательства о техническом регулировании, за каждый час снабжения электроэнергией, не соответствующей нормам, размер платы за электроснабжения снижается на 0,15% от размера платы, определённого за такой расчетный период. Стоит отметить, что размер платы за электроэнергию может быть снижен до 0. Основным нормативным документом, в котором описаны параметры качества электроэнергии является ГОСТ 13109-97 «Нормы качества электроэнергии в системах общего электроснабжения». Так, предельно допустимые отклонения напряжения не должны превышать 10% нормативного уровня.
Таким образом, в случае, если напряжение установилось на уровне 198 В и ниже, необходимо требовать перерасчет стоимости поставленной электроэнергии.
В Правилах предоставления коммунальных услуг есть соответствующий раздел, который определяет порядок установления фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Так, при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель должен сообщить об этом в письменной или устной форме Исполнителю коммунальных услуг. Разумеется, лучше делать это в письменной форме в двух экземплярах, на втором экземпляре поставить отметку о дате направления уведомления. После этого, если Исполнителю коммунальных услуг было неизвестно о предоставлении услуг ненадлежащего качества, с потребителем согласовывается дата и время проверки факта проведения нарушения качества электроэнергии, т.е. проведения замера качества электроэнергии. Время проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения сообщения от потребителя, если не согласовано иное время. В случае, если Исполнитель коммунальных услуг настаивает на том, что электроэнергия – надлежащего качества, а потребитель не согласен, тогда может быть инициирована экспертиза качества электроэнергии, которая должна быть проведена независимой организацией.
В случае, если качество электроэнергии не соответствует нормам, потребитель вправе требовать перерасчета ее стоимости каждый месяц вплоть до восстановления ее параметров на необходимом уровне. При этом, как уже упоминалось выше, после перерасчета, стоимость электроэнергии может вообще быть равна 0.
К примеру, если напряжение ниже 198 В устанавливалось в течение 666 часов подряд или суммарно в течение месяца, стоимость ее за месяц должна быть снижена на 100% (за каждый час несоответствия по 0,15%).
Таким образом, если качество электроэнергии не соответствует установленным нормам, а исполнитель коммунальных услуг не принимает скорейшие меры по исправлению ситуации, потребитель может требовать перерасчет стоимости электроэнергии, в т.ч. и в судебном порядке.
В правилах предоставления коммунальных услуг также предполагается 0,15% снижение стоимости электроэнергии за месяц, в случае превышения перерывов в подаче электроэнергии (отключению электроэнергии) более 24 часов подряд за каждый час превышения 24-часовой отметки.
В Рутуле часто случаются аварии на трансформаторах из-за которых электричество может отсутствовать неделю, а то и больше, но ни кто из жителей не подаёт заявлений о перерасчете стоимости электроэнергии.
Трансформаторы эти, доживают свой век ещё со времен СССР. Стоит ли говорить, что вся энергосистема Рутульского района, также находится в плачевном состоянии. При аварии на трасформаторе, его снимают и отвозят для ремонта в Махачкалу или Дербент, либо заменяют его запасным трансформатором из других районов, так как запасного трансформатора у нашего района нет.
Вместо послесловия
Близится зима. Очень хочется надеется, что проблемы с электричеством будут незначительными. То, что они будут, это неоспоримый факт. Но, надежда умирает последней 🙂
P.S. Вы можете скачать у нас образец претензии и воспользоваться им как указано выше в статье. Ссылка ниже.
Учитывая то что электроэнергия в рутульских селах всегда ниже 198 Вольт и по времени более 700 часов то призываю рутульцев вообще не платить за электричество. Рутульцы получает электричество благодаря рекам текущим на их родине. Почему мы должны платить деньги каким-то паразитам? Пусть отключат рутульцев от своих сгнивших трансформаторов и пусть убираются из района, мы способны обойтись без них. У рутульского народа достаточно денег чтобы построить собственные ГЭС и сделать электричество для народа бесплатным. Рутульцам нужно обсудить этот и другие важные вопросы и принять решение избавиться от этих клещей которые десятки лет пьют кровь народа, который и так беден. Сегодня не только старшеее поколение должно задумываться над проблемами народа, но и молодое. Молодежь должна быть даже более активной, т.к. старшее поколенние выросшее в советское время мыслит различными стереотипами, многие из них не могут понять и почувствовать дух сегодняшнего времени. Вся надежда только на молодежь.